Где другие не проедут, где другие не пройдут
Квадроцикл на службе человека
Применений у мотовездеходов масса: и поле вспахать на нем можно, и снег во дворе очистить. Однако самую большую пользу квадрациклы приносят любителям экстремальных ощущений. Сочетание скорости и высокой проходимости превращает эту чудо-машину в идеальное средство для получения солидной дозы адреналина.

Что за зверь такой, ATV?

С первого взгляда на квадрацикл не понятно, толи это трактор такой маленький, то ли это мотоцикл такой большой. На самом деле мотовездеход - самостоятельный вид транспорта, хотя некоторые принципы его построения и заимствованы у озвученных машин. От трактора он унаследовал грозный вид "работника полей", а от мотоцикла - открытую "верховую" посадку водителя. Квадрацикл от того и называют ATV ("All Terrain Vehicles", что дословно переводится как "средство передвижения по любой поверхности"), что проехать он может практически везде. Причем во многих местах квадрациклы заметно выигрывают у своих старших братьев - джипов-внедорожников. Это обусловлено рядом характерных особенностей конструкции мотовездеходов.

Во-первых, квадрацикл оснащен четырьмя большими шинами с низким давлением, рассчитанными на передвижение по мягкому грунту. Это одно из главных условий безопасной проходимости - проколоть такие шины практически невозможно. Во-вторых, особо важные элементы квадрацикла, такие как аккумулятор, воздухозаборник, электрика, расположены в верхней части машины. Это позволяет вездеходу передвигаться не только по суше, но и по заболоченным местам, большим лужам и неглубоким ручьям. В-третьих, на повышение проходимости влияет и вес квадрацикла, который в несколько раз меньше, чем у любого джипа. Кроме того, мотовездеходы не прихотливы (вполне довольны 95-м бензином) и не сложны в управлении. Схема переключения передач очень похожа на мотоциклетную. Научиться ездить на минивездеходе может даже ребенок. Кстати, специально для детей выпускают особые модели квадрациклов, меньшие по размеру и более безопасные.

"Квадро"-сафари

Все больше любителей экстремальных путешествий выбирают в качестве средства передвижения именно квадрацикл. Только при такой езде, когда ветер с силой бьет в лицо, и от каждого движения твоего тела зависит устойчивость машины, можно получить наибольший заряд эмоций. Помимо удовольствия от самого вождения вездехода, сафари на квадрациклах позволяет в полной мере любоваться окружающей природой. Обычно сафари проходит по заранее тщательно продуманному и проработанному маршруту, который обязательно включает остановки для отдыха. Самые интересные маршруты - это безбрежные пустыни Египта, заснеженные леса Финляндии, жаркие саванны ЮАР, просторы карельской тайги. Однако красивый и захватывающий маршрут можно проложить и где-нибудь в ближайшем Подмосковье, все зависит от фантазии организаторов сафари и состояния финансов "гонщиков", желающих попрактиковаться в экстремальной внедорожной езде.

Для участия в сафари собирается группа от двух до десяти человек. Группу всегда сопровождает инструктор и машина техпомощи, поэтому любые не очень серьезные поломки в пути устраняются быстро и безболезненно. Квадрациклы для такого путешествия выбирают из класса так называемых "утилитарно-развлекательных", или туристических. Такие ATV оснащены полным приводом, а помимо высокой проходимости отличаются еще и заметной прочностью и надежностью. Если сафари длится не один день, а, скажем, неделю, участникам путешествия необходимо везти свои личные вещи. Для этих целей на туристических квадрациклах предусмотрены багажники, куда легко можно упаковать поклажу. Мотовездеходы для активного отдыха - самые комфортные и самые безопасные. Это и понятно: путь участникам сафари предстоит не близкий и не простой.

Спортивный интерес

Когда простые прогулки по бездорожью уже не могут обеспечить нужной дозы адреналина, и так и подмывает вдавить рычаг газа до максимума - самое время пересаживаться на спортивный квадрацикл. Эти ATV намного легче, намного мощнее и намного маневреннее утилитарных вездеходов, ведь в мотоциклетном спорте главное - скорость. Спортивные мотовездеходы оснащены задним приводом, механической коробкой передач, длинноходной энергоемкой подвеской и мощным двигателем. Эти резвые малютки способны разгоняться до 140 км/час на пресеченной местности, при этом они легко взбираются по уклонам, беспрепятственно проходят повороты с заносом и резво подпрыгивают на трамплинах.

У нас, как и везде в Европе, периодически проходят как любительские соревнования, так и профессиональные гонки на квадрациклах. Это, прежде всего, кантри-кроссы и трофи-рейды. Однако чтобы принять участие в таких состязаниях, нужно обладать не малым опытом вождения и очень близко "дружить" со своим четырехколесным мотоциклом. Специальных "квадро"-школ в Москве не так уж и много, но обучение можно пройти и в каком-нибудь мото-клубе. Главное - это никогда не забывать о собственной безопасности. Гонщик, решивший сесть на спортивный квадрацикл, должен обязательно надеть шлем, мотоциклетные перчатки и сапоги, очки от пыли и ветра, а также комплект защиты для спины, локтей и колен.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Предъявите документы!
Квадрацикл - это официально признанное средство передвижения, поэтому для владельцев вездеходов существуют некоторые правила, прописанные в законе. Например, на мотовездеходе нельзя ездить по дорогам общественного пользования. Как ни крути, но "полихачить" на квадрике на московских улицах не получится. Еще одним правилом, которое, в отличие от первого, мало кто соблюдает, является обязательная регистрация ATV в Гостехнадзоре (вездеход ставится на учет, владельцу выдаются специальные номерные знаки) и обязательное прохождение ТО. Более того, чтобы водить квадрацикл по всем правилам и быть перед законом что называется "чистым", необходимо получить права на управление транспортным средством категории "А" (удостоверение тракториста). Такие права выдают после сдачи экзаменов по безопасной эксплуатации и практическому вождению мотовездехода. Одно радует, обязательного обучения здесь не требуется, достаточно продемонстрировать свои навыки езды. Можно, конечно, всеми этими правилами пренебречь, ведь там, где используется квадрацикл, нет дорог, а, следовательно, нет и гаишников. Однако стоит знать, что иногда в московской области проводятся специальные операции, целью которых и является отлов незарегистрированных вездеходов.

Дорогое удовольствие
То, что квадрацикл - игрушка не из дешевых, ясно сразу. Даже если не приобретать вездеход в собственность, экстремальные покатушки заставят раскошелится. Например, взять квадрацикл на прокат где-нибудь в Подмосковье стоит от 2000 рублей за час. Пол дня гнать по египетской пустыне в сопровождении гида и еще десятка таких же мотолюбителей обойдется вам в 30-40$. А вот полноценное семидневное мото-сафари по Карелии будет стоить уже около 700$.
Если кататься на чужой машине - не в ваших правилах, стоит набрать не менее 6000$ для покупки "иностранца" - мотовездехода одной из ведущих фирм-производителей: Polaris, Yamaha, Arctic Cat, Honda, Suzuki и Kawasaki. Даже детская модель обойдется в 2500$ и более. Говорить об отечественных квадрациклах пока не приходится, хотя некоторые российские заводы и выпускают недорогие мотовездеходы, правда в очень небольшом количестве. Что ж, за удовольствия стоит плотить.

Татьяна Козаченко
(Журнал KM.RU, 2005 г.)







Сайт создан в системе uCoz