Как, имея велосипед, испортить себе выходные
Велотрофи - для самых отважных
Найти самую непролазную глушь, помесить грязь на размытой грунтовой дороге, пробраться через жуткий бурелом, тащиться несколько километров по абсолютному бездорожью, и все это вместе с велосипедом… Разве это велопоход? Нет, это настоящее ВелоТрофи - авантюра для самых отважных!

Поэзия бездорожья

Уже много лет умы людей, жаждущих активных приключений, будоражит слава знаменитого Camel Trophy. Отвага и мужество участников состязания восхищали и подбивали на подвиги не одно поколение экстремалов. Возможно, именно в подражание великой гонке и родилась такая разновидность туристических походов на горных велосипедах, как ВелоТрофи.
Цель ВелоТрофи остается такой же - проехать за определенное время (день-два, иногда больше) технически сложный маршрут. Причем маршрут заранее никому полностью не известен, определены лишь конкретные пункты, куда надо добраться. Путь между этими известными точками представляет собой череду всевозможных препятствий, естественного происхождения (леса, поля, реки, овраги, болота). Но дело даже не в прохождении маршрута, каким бы сложным он не был. Главная идея ВелоТрофи - авантюрное приключение, неожиданные открытия, проверка собственных возможностей. Жажда проехать ранее никем не объезженным маршрутом, обнаружить новый путь между двумя поселками, разыскать давно заброшенную церковь или усадьбу. Преодоление трудностей и преодоление себя - вот кредо тех, кто оправляется в эти рискованные походы.
В распоряжении участника ВелоТрофи только карты, которые часто оказываются бесполезными, ведь грунтовые дороги, лесные просеки, полевые тропы, по которым в основном и едут велосипедисты, исчезают и появляются вновь гораздо быстрее, чем обновляется содержание карт. Выбирая маршрут, мало кто знает, что будет ждать впереди. Заброшенные лесные просеки, густо поросшие травой, вязкие песчаные дороги, где вокруг вьется рой озверевших оводов, грязевые ванны на глиняной тропе, брод через ледяной ручей. Иногда приходится слезать с велосипеда и передвигаться что называется "велопешком", неся байк на себе. Асфальтовые дороги встречаются в самом начале маршрута, соединяют некоторые его самые трудные бездорожные части, и в большинстве своем сосредоточены уже в самом конце пути, на дороге к дому (или ночлегу), когда сил на преодоление бездорожья уже не остается.

Мастерство, Выносливость и Мораль

Герои ролевых игр, отправляющиеся в путешествие по неизведанным мирам, обладают такими качествами, как Мастерство (опыт), Выносливость (физическая сила) и Мораль (психологическая устойчивость). Участник ВелоТрофи по сути является таким же Героем, восседающем на железном коне и пускающемся во все тяжкие ради самого приключения. С каждым новым походом Мастерство увеличивается, приобретается бесценный опыт, позволяющий экономить силы и принимать правильные решения на маршруте. Байкер уже знаете, что стоит брать с собой в путь, как, не намокнув, преодолеть брод, где найти источник, чтобы наполнить флягу и так далее.
Благодаря постоянным физическим упражнениям и тренировкам Выносливость также повышается. Теперь у велосипедиста становится больше сил, позволяющих преодолевать большие расстояния. Длинный маршрут уже не пугает, а после похода ноги болят не так сильно. Для повышения Выносливости стоит хотя бы просто кататься по городу каждую неделю, а в выходные уже отправляться в поход. Постепенно мышцы привыкают к нагрузке и перестают воспринимать ее так болезненно, как раньше.
Хуже всего дело обстоит с Моралью. По мере прохождения маршрута приходится часто принимать довольно ответственные решения, связанные в основном с ориентированием на местности. На фоне больших физических усилий рационально оценивать ситуацию становится все труднее. В конце путешествия может возникнуть состояние, называемое "потерей Морали": жутко уставший и почти полностью обессиленный байкер начинает злиться при возникновении любой, даже самой маленькой проблемы, иногда даже теряет контроль над собой, начинает обвинять погоду, природу и своих товарищей во всех бедах. Однако Мораль, как и другие качества, можно укреплять и закалять. Бороться с усталостью не физической, а психологической, гораздо труднее, но все же можно. Опыт и уверенность в себе творят чудеса. Алексей, неоднократный участник ВелоТрофи, говорит: "Каждый раз в конце похода возникают мысли, мол, больше никогда не полезу в такие дебри. Сил уже не осталось и вообще, зачем оно мне надо. Но проходит неделя - мышцы восстанавливаются, и желание покататься снова начинает одолевать. И так каждый раз. Это уже начинает входить в привычку".

Что путь опасный нам готовит?

Опасности подстерегают отважного участника ВелоТрофи буквально на каждом шагу. И не все они связаны только лишь с физическими или психологическими нагрузками. Может пострадать и главное средство передвижения - горный велосипед (Mountain Bike). Выбирая велосипед для участия в ВелоТрофи, стоит смотреть далеко не на цену или фирму-изготовителя, а на исправность и надежность байка. Ведь ему предстоит пройти настоящее испытание на прочность. По конструкции больше всего подходят модели для cross-country. Они отличаются меньшим весом и отличным сцеплением с грунтом.
Чтобы избежать неприятностей в пути, настоящий велопоходник всегда берет с собой набор инструментов. Благо сейчас их делают очень легкими и компактными. Одна из самых распространенных поломок - прокол шин. В этом случае надо запастись дополнительными камерами, лучше двумя. Часто также из-за воздействия грязи и воды возникают проблемы с тормозами. Парой нехитрых действий с помощью тех же инструментов их можно довольно легко устранить.
К сожалению, погода не всегда сопутствует искателям приключений. Если прогноз предполагает возможность дождя, стоит быть готовым к водным процедурам. Порой совершенно неожиданно налетает сильная гроза, и несчастные велопоходники вымокают до нитки. Бороться с капризами природы стоит несколькими способами. Во-первых, можно брать с собой комплект дополнительной одежды, упакованный в гермо-мешок, а после дождя одеваться во все сухое. Во-вторых, в случае не очень сильного дождя и не слишком жаркой погоды, можно поверх дорожной одежды надевать тонкие непромокаемые штаны и куртку. Их пропитка не пропускает влагу, а невероятная легкость и компактность не тяготит велосипедиста.
Стоит также позаботиться об элементарных лекарственных средствах, ведь часто во время ВелоТрофи участники похода получают различные травмы - порезы, царапины, ушибы, растяжения. Достаточно иметь при себе перекись водорода, чтобы в случае чего промыть ранку и не допустить заражения, а также бинт, пластыри и обезболивающие на всякий крайний случай.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Рюкзак или "велоштаны"?
Если ВелоТрофи намечается на пару или более дней, то неизбежно встает вопрос, куда класть палатку, спальник и все остальное. Здесь есть два варианта - заплечный рюкзак и так называемые "велоштаны". Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. "Велоштаны" удобно располагаются на заднем багажнике велосипеда, избавляя байкера от болей в спине. Однако слишком часто во время ВелоТрофи приходится тащить велосипед на себе или ехать очень аккуратно по грязи или песку. И вот тут-то поклонникам "велоштанов" приходится нелегко. Велосипед становится в несколько раз тяжелее и неуклюжее, на неровной поверхности, например песке, заднее колесо постоянно зарывается и буксует, мешая движению.
Долгая езда с рюкзаком за спиной приносит мало радости. Быстро начинают болеть плечи и поясница, моментально потеет спина. Однако в условиях плохих дорог или вообще бездорожья "рюкзачнику" приходится не так сложно, как любителю "велоштанов". Тяжесть распределяется равномерно на всю поверхность и позволяет велосипедисту без проблем преодолевать песчаные или грязевые преграды. При перетаскивании байка через поваленные деревья и тому подобные естественные препятствия проблем возникает также значительно меньше.

Не все маршруты одинаковы
Примерная протяженность однодневных ВелоТрофи составляет 50-100 километров и зависит исключительно от характера встречающихся препятствий. Средняя скорость движения по маршруту 8-20 км/ч. Уровень сложности трассы зависит также от времени года. Весной, когда снег еще не стаял, и осенью в пору дождей проходить маршрут становится гораздо труднее.
Одними из самых интересных мест для велопоходов считаются Мещерский район и территория заповедника Завидово. Здесь можно покататься в очень красивых лесных массивах по живописным тропкам и просекам и найти массу занятных объектов, например, затерянные церквушки. Среди любителей ВелоТрофи популярностью пользуется также классический маршрут от станции Шатура до станции Петушки.

Татьяна Козаченко
(Журнал KM.RU №12, 11-24 июля 2005г.)







Сайт создан в системе uCoz