Винтокрылое авто
Дороги уходят в небо
Большой город шумит автомобильными пробками, задыхающимися от летней жары. Забитые до отказа дороги портят настроение и нервы. И все больше и больше людей обращают свои взоры к небу, туда, где свободно и легко парят легкие и грациозные вертолеты…

Частники на высоте

Для среднестатистического российского гражданина частный вертолет - это пока нечто вроде голливудской экзотики. Однако вещь эта не только практически полезна - на вертолете можно перевозить и людей, и грузы - но и доставляет массу удовольствий, в том числе и экстремальных. Полет на вертолете более свободен, чем полет на любом другом летательном аппарате, ведь конструкция геликоптеров, как их называют американцы и европейцы, позволяет вертикально взлетать и садиться, зависать в воздухе, лететь "задом" и выделывать другие захватывающие виражи. Легкие двух- или четырехместные вертолеты очень мобильны и подвижны, питаются обычным бензином и не так сложны в управлении, как может показаться на первый взгляд. А летать на них - одно наслаждение!

Рынок легкой авиации в нашей стране только начал набирать обороты, но скромное количество владельцев вертолетов уже вполне уверенно чувствует себя в воздушном пространстве России. И с каждым годом их становится все больше, ведь пользу от обладания винтокрылой конструкцией недооценить сложно - это тебе и развлечение, и бизнес, и достойный показатель престижа.

Иностранцы у нас в почете

В России большинство вертолетов, находящихся в частном владении, - иностранного производства. И это вполне объяснимо. Былая слава отечественного вертолетостроения, когда российские военные машины считались одними из самых лучших в мире, сегодня заметно поутихла. Наши заводы пока не уделяют достаточно пристального внимания производству престижных сверхлегких вертолетов, способных удовлетворить запросы взыскательных бизнесменов, более всего стремящихся этих винтокрылов приобрести. Единственный достойный ответ засилью иностранцев - отечественный Ми-2, правда парк этих машин сильно поизносился, а заметных улучшений на рынке пока не наблюдается.

Иностранцы же, уловив приближающуюся популярность небесных винтокрылов, подошли к решению проблемы более основательно. Первый пришедший на наш рынок американец - "Exec 162F", стал самым доступным по цене и наиболее удобным в эксплуатации. Правда, продавался "Exec" в комплекте для сборки, а не в готовом виде. Сейчас эти машины уже сняты с производства, а признанными лидерами среди сверхлегких вертолетов во всем мире считаются аппараты фирмы Robinson, также рожденные в США. Двухместные (R22) и четырехместные (R44) вертолеты завоевали славу самых надежных, наиболее доступных и экономичных по критерии цена-ресурс. В России чуть ли не половина парка частных винтокрылых машин носит гордое имя Robinson.

Американские Robinson могут летать даже на обычном 95-м бензине, только, естественно, качественном. Расход топлива при этом совсем не большой - 50-60 литров в час для R44. Такой вертолет может развивать скорость до 240 км/час и пролетать без остановки до 700 км. А цена - немногим больше хорошей престижной иномарки. В зависимости от модели и установленного дополнительного оборудования Robinson обойдется в $150 - $500 тыс. Согласитесь, не так много за винтокрылого друга, способного быстрее поезда доставить хозяина до Петербурга. Не говоря уже об ощущениях от полета, которые бесценны.

Мощные вертолеты с газотурбинными двигателями (например, Eurocopter или Bell), обладающие большей грузоподъемностью и вместительностью, будут стоить ощутимо дороже, ведь их можно использовать не только в развлекательных, но и в деловых целях. Обслуживание таких машин, работающих на авиационном керосине, также заметно ударит по карману. Однако это стоит того.

Летные "права"

Можно, конечно, нанять пилота, чтобы он управлял вашим вертолетом, а вы в это время наслаждались живописными видами из окон. Однако куда более интересно самому научиться летать. Тем более что технология управления легким вертолетом не на много сложнее технологии вождения автомобиля.

Прежде всего, необходимо пройти в одном из многочисленных аэроклубов Москвы программу обучения, состоящую из 60 часов теории и 42 летных часа (это обойдется где-то в 15 тыс. долл., включая стоимость летных часов). После прохождения стандартных курсов вы сможете не только разбираться в конструкции и устройстве вертолета, но и научитесь самостоятельно поднимать винтокрыла в воздух, летать по маршруту, зависать, и даже управлять машиной по приборам с опушенной шторкой. Доказать свое мастерство вы сможете на экзамене, после удачной сдачи которого и получите долгожданное пилотское удостоверение, дающее право на пилотирование вертолета.

Чем-то система управления полетом геликоптера покажется вам знакомой, но требующей большей концентрации внимания и координации движений. Robinson, например, заводится от поворота обыкновенного ключа зажигания, как самый простой автомобиль. В управлении задействованы одновременно и руки (рычаг управления двигателем, рычаг "шаг - газ" для регулирования подъемной силы, ручка управления движением) и ноги (педали управления рулевым винтом) пилота. Во время практических полетов ученики довольно быстро осваивают не хитрую технику.

В курс обучения входит также отработка возможных экстремальных ситуаций во время полетов. Главное место здесь отводится системе авторотации. Даже при полной остановке двигателя воздушный поток, возникающий при движении вертолета вперед или при снижении, поддерживает вращение винта. А это значит, что если на высоте у летчика откажет двигатель, вертолет не упадет камнем вниз, а сможет долететь до земли и совершить мягкую посадку.

"Парковка" для винтокрыла

Вертолет - это вам не самолет, которому требуется целая взлетно-посадочная полоса. Винтокрылая машина почти не привередлива в выборе места для "парковки". Это может быть просто открытое поле или поляна в лесу, песчаный или галечный пляж, широкая палуба корабля или ровная крыша здания. В конце концов, посадить вертолет можно на лужайке около своего загородного дома.

Кажется, что возможности геликоптеров безграничны. Однако тут в игру вступает российское законодательство, которое и пытается эту свободу ограничить. Прежде, чем поднять летательный аппарат в воздух необходимо получить разрешение на взлет. Причем сделать это надо за несколько дней до полета, чтобы прошли согласование все аспекты вашего небесного путешествия: когда, по какому маршруту, где остановки для дозаправки и так далее. Причем авиационные власти заявку могут и отклонить. Процесс этот нудный и совершенно неудобный для рядовых вертолетчиков, завистливо оглядывающихся на западных соседей, у которых система организации полетов значительно проще. Впрочем, покружить над территорией аэроклуба можно вполне спокойно и без лишних проволочек.

Собственно говоря, избежать многих проблем с покупкой, регистрацией и эксплуатацией вертолета помогут специалисты любого подмосковного аэроклуба. Они не только научат вас управлять геликоптером, но и предоставят для летающей машины стоянку и ангар. Здесь же можно нанять механика, который будет ухаживать за вертолетом, регулярно проверять его состояние и готовить к полетам. Строить собственную вертолетную площадку будет не только дорого, но и сложно в плане согласования с властями. Хотя многие пилоты-любители не обременяют себя такими проблемами и "паркуют" винтокрылов прямо перед окнами загородного дома. Но за полным комплексом услуг все же выгоднее обратиться в вертолетные клубы. Сразу несколько таких клубов базируется в подмосковном "Мячково", а также на территории спортивного парка "Волен", в Солнцево и других местах недалеко от столицы. Те, кого привлекает свобода и небо, без труда найдут единомышленников в таком большом городе, как Москва. Главное - это желание и стремление!

---------------------------

А не слетать ли нам к морю?

Реальность длительных перелетов на вертолетах была доказана в апреле-мае 2004 года, когда был совершен первый в истории российской частной авиации туристический перелет по маршруту Москва - Геленджик - Москва. Пять вертолетов Robinson за шесть дней пролетели более 5000 км, достигли берега Черного моря и вернулись обратно, в столицу. 25 человек различных профессий и интересов (шоумены, телевизионщики, бизнесмены) провели в воздухе около 30 часов и получили массу удовольствия от такого необычного путешествия. На земле пилотов страховала группа поддержки, состоящая из нескольких техников, передвигающихся на легковых автомобилях по маршруту. Они не только готовили места для стоянок и дозаправки, но и следили за состоянием вертолетов, готовые исправить любую поломку. Правда, таковых не оказалось. Полет прошел без всяких проблем, что дает надежду на то, что в скором будущем такие путешествия станут для вертолетчиков вполне нормальным явлением.

"Тюнинг" вертолета

К вертолету, как к автомобилю, привязываешься. Хочется передать ему частичку своей индивидуальности, наделить какими-либо характерными чертами или просто практически полезными приспособлениями. Поэтому все чаще владельцы винтокрылов обращаются в вертолетные клубы, где умельцы "тюнингуют" вертолеты, делают из обычных "серийных" машин оригинальные. Прежде всего, изменения касаются внешнего вида вертолета, его окраски. На металлическое тело винтокрыла можно нанести любой рисунок, но большей популярность пользуется "крылатая живопись" - стрекозы и птицы. Такой вертолет радует не только своего пилота, но и всех, кто видит яркое и красивое чудо в небе. Также владельцы винтокрылов, стремясь сделать машину "под себя", изменяют отделку салона (меняют кресла, встраивают DVD проигрыватель, телевизор и т.д.), а также ставят более мощное оборудование (средства связи, GPRS-навигация и т.д.). Если вертолет планируется использовать в непростых условиях, например для посадки на воду или на снег, то его можно оборудовать специальными поплавками или лыжами. А уж если вы собираетесь совершать длительные перелеты, то непременно стоит обзавестись дополнительными топливными баками, чтобы реже делать остановки для дозаправки.

Татьяна Козаченко
(Журнал «Strong Man» №7, ноябрь 2005)







Журнал «Strong Man» №7, ноябрь 2005



- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -



- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -



- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Сайт создан в системе uCoz