Неформальное золото Синая
Дахаб стремительно меняется, но пока ещё сохраняет особый дух свободы и отшельничества
Дорога петляет между невысокими каменистыми горами. Вокруг очень пустынно — лишь редкие хижины бедуинов, верблюды да одинокие деревья, кажущиеся чем-то фантастическим в этом безжизненном желто-красном пейзаже. Но мне нравится вид скалистых Синайских гор, пусть они — всего лишь голые камни под палящим египетским солнцем. Скоро появится Красное море, которое на самом деле изумительного бирюзового цвета. А на его берегу — Дахаб, место притяжения бэкпэкеров и автостопщиков, хиппи и растаманов, серферов и дайверов, и просто тех, кто любит отдых в стиле «чилаут». Мне сюда.

Драгоценное название

В Библии, в Книге Моисея, упоминается поселение Дизахаб (Dizahab), что значит «район золота» или «золотое изобилие». Именно этот поселок впоследствии, в 1980-х годах, станет известен как Дахаб — маленькая рыбацкая деревня на берегу Красного моря на юге Синайского полуострова. «Дахаб» же можно перевести с арабского просто как «золото». Откуда такое «драгоценное» название у бедуинской деревушки? На этот счет у местного населения есть масса легенд, как говорится, на любой вкус и цвет.

Для тех, кто интересуется историей, подойдет такая версия. В 1987 году в Дахабе были проведены археологические раскопки. Ученые нашли остатки набатейского порта двухтысячелетней давности. По этой земле когда-то проходили важные караванные пути, и поселки, попадающие в эту торговую цепь, процветали. Дахаб, будучи удобным портом для перевозки грузов через залив Акаба, оказался в числе везунчиков. Здесь шла бойкая торговля всем, что могло продаваться и покупаться, в том числе драгоценными камнями, ювелирными украшениями и золотом. Сегодня любой желающий, прогуливаясь по дахабской набережной, может собственными глазами увидеть развалины этого порта и центра торговли, огороженные забором и подсвеченные прожекторами.

А вот версия для любителей геологии. Когда-то в горах, окружающих Дахаб, было золотое месторождение. Возможно, о нем было известно древним египтянам, но, может быть, они о нем ничего и не знали. Просто под действием эрозии золото вымылось с гор и накопилось в долине Вади Дахаб, где позднее появился поселок. Кстати, несколько лет назад геологи из Каирского Университета провели минералогическое исследование остаточных пород в районе Дахаба и подтвердили, что в этой местности действительно есть золото. Конечно, не в виде огромных самородков или золотых жил, но все же есть.

Есть версии и для поклонников приключенческий: например, некоторые считают, что где-то в море в окрестностях поселка спрятано золотое сокровище то ли египетских фараонов, то ли кого-то еще. Но чаще всего можно услышать версию настоящих романтиков: дахабское золото — это цвет песка на местных пляжах и цвет закатного неба над Синайскими горами. И с этим трудно спорить. Закаты и восходы здесь просто потрясающие.

Хипповый рай для серфо-дайвера

Всего 30 лет хватило для того, чтобы изменить Дахаб до неузнаваемости. Еще в начале 1980-х годов это был оазис со множеством пальм и скромными бедуинскими тростниковыми хижинами. О Дахабе, лежащем вдали от известных туристических маршрутов, знали лишь немногие, в основном те, кто искал особое место вдали от людей, где можно ощутить полную свободу и единение с природой: любоваться морем и горами, наслаждаться тишиной, спать под открытым небом, курить травку. Это были хиппи из разных концов света, направлявшиеся в индийский Гоа, но нашедшие его подобие здесь, на Синайском полуострове. Тогда Дахаб и получил свои прозвища «Гоа на Красном море» и «Гоа Ближнего Востока». А в 1982 году по условиям Кемп-Девидских соглашений Синай перешел к Египту, и на некогда тихий и пустынный полуостров пришла цивилизация. В конце 1980-х в Дахабе появились первые рестораны, отели, супермаркеты и даже мощеная набережная. Но настоящая слава пришла к Дахабу, когда выяснилось, что здесь отличные условия сразу для двух видов спорта, которые в наше время принято называть экстремальными — дайвинга и винд-серфинга.

В бухте Дахаба и в окрестностях города есть масса известных на весь мир мест для погружений (дайв-сайтов): необычных коралловых рифов, пещер, каньонов. Старый город (район Масбат) буквально забит дайвинг-центрами, а по набережной то и дело снуют одетые в неопреновые гидрокостюмы аквалангисты. Дайверы могут совершить погружения на домашнем рифе, пройдя буквально пять метров от дайв-центра, и сразу окунуться в мир разноцветных рыбок и диковинных кораллов.

Самое известное место погружения находится в получасе езды от Дахаба. Это знаменитая Голубая Дыра (Blue Hole), входящая в двадцатку лучших дайв-сайтов мира, — огромный коралловый колодец, уходящий на сотню метров вниз. Где-то там, на глубине примерно 55–70 метров, прячется Арка — выход из Блю Хола в открытое море. Неизвестно, сколько точно жизней забрала Голубая Дыра, но каждый год здесь гибнут дайверы, пытающиеся покорить Арку. И хотя причина большинства смертей — несоблюдение техники безопасности и безрассудство, Блю Хол все же обрел славу таинственного и мистического места.

Если в Старом городе велика концентрация дайвинг-центров и дешевых кэмпов, где можно переночевать всего за 5–10 долларов, то в Лагуне — самой южной части Дахаба, на каждом шагу — серф-станции и стандартные «звездные» отели известных сетей. Здесь отличные условия для винсерфинга благодаря сразу нескольким факторам. Во-первых, это ровный, практически не меняющий направление ветер (эффект аэродинамической трубы, возникающий между гор, обрамляющих с двух сторон залив Акаба). Во-вторых, здесь в наличии сразу несколько зон катания для серферов различной подготовки: безопасная лагуна для начинающих, зона «speedy» для скоростного катания, зона «kamikadze» для волнового катания и фристайла.

В бедуинской хижине

Бедуины, коренные жители Синая — единственные, кто смог приспособиться к жизни в этой пустынной местности. Они научились не только выживать в трудных условиях, но и зарабатывать на этом своем умении — становились гидами для путников, сопровождали торговые караваны, пересекающие пустыню, предлагали путешественникам ночлег и пищу, ну или хотя бы свой знаменитый бедуинский чай. Сейчас туристы стали основным источником дохода для местных жителей, и теперь легко можно увидеть бедуина за рулем джипа, в акваланге под водой, на серфинг-станции, в лавке с кальянами.

Сегодня население Дахаба — это примерно 10 тысяч бедуинов, около 20 тысяч арабов, и почти 3 тысячи иностранцев, но именно бедуины придают городу особый «синайский» колорит. Ведь почти все ресторанчики в Дахабе — это подобие бедуинских хижин. Крыша и стены из пальмовых ветвей или ткани, пол устелен пестрыми ковриками, вместе стульев — подушки, вокруг множество разноцветных фонариков, и, конечно, неизменные коты, терпеливо ждущие свой кусочек рыбки. Но главное, что притягивает сюда посетителей, — это знаменитое бедуинское гостеприимство. Вам здесь искренне рады, даже если вы заказали лишь один сок или стакан воды. В такой расслабленной атмосфере, под звуки реггей или «чилаут»-музыки, медленно потягивая ароматный кальян, здесь можно просидеть несколько часов, почитать книгу или даже вздремнуть немного.

Если в городе бедуинская культура претерпела кое-какие изменения, то в окрестностях Дахаба еще сохранились места, где бедуины ведут традиционный образ жизни. Рас Абу Галум (Ras Abu Galum) — небольшое бедуинское поселение часах в двух ходьбы от Блю Хола. Никакого электричества, отелей или ресторанов — только несколько десятков тростниковых хижин, где можно остановиться на ночлег. Примерно так, должно быть, выглядел Дахаб несколько десятков лет назад. Не хватает разве что пальм. Добраться сюда можно только пешком или верхом на верблюдах по едва различимой среди камней тропе, идущей по самой кромке моря.

Но, несмотря на удаленность, и в Рас Абу Галум добралась цивилизация. Сейчас это место считается национальным заповедником, ведь здесь очень красивые коралловые рифы, поэтому сюда организуют дайв-сафари и туры для сноркелеров (от англ. snorkel — «трубка»). Однако ближе к вечеру, когда туристы возвращаются в свои уютные отели, можно оценить настоящий бедуинский стиль жизни: расслабиться, отстраниться от любой суеты, никуда не спешить. Стоит лишь раз лечь под открытым звездным небом и прислушаться к окружающим тебя звукам — тишина пустыни, легкий шелест ветра в тростниковой крыше хижины, шум моря — чтобы раз и навсегда полюбить Синай.

А можно пойти еще дальше вдоль моря и еще часа через полтора попасть в Голубую Лагуну. Здесь уж точно организованных туристов не встретишь. В лагуне вода непередаваемо красивого цвета, отчасти из-за того, что здесь полный штиль, а ветер клокочет где-то там, с другой стороны косы. На берегу десяток тростниковых хижин, в одних из них живут бедуины, в других — иностранцы (в основном израильтяне), добровольно ушедшие от цивилизации. Выбирай пустую хижину и живи на здоровье, только помни, что вернуться потом в быстрый и шумный современный мир будет очень и очень тяжело.

Быть второму Шарму или нет?

Дахаб очень быстро меняется. Например, еще три года назад не было мощеной набережной, соединяющей Лагуну и Старый город. А когда успели появиться эти симпатичные особнячки на берегу моря в самом что ни на есть бедуинском районе города — Ассале? Жилые дома, магазины, рестораны, отели — каждый год что-то новое. Египтяне, живущие в Дахабе более 10–20 лет, уверены и сожалеют, что Дахаб при таких темпах развития уже очень скоро станет подобным Шарм-эль-Шейху — большим, развитым во всех отношениях туристическим центром. Они называют Дахаб «молодым Шармом» и с печалью говорят, что теперь это не «золото», а только «серебро», ведь Дахаб сегодняшний так не похож на то, чем он был раньше. «Всего пять лет назад здесь были целые пальмовые рощи на берегу моря, а теперь на этом месте стоят рестораны и гостиницы. Даже кораллы тогда были красивее», — вспоминает Бадр, владелец одного из дайв-центров, приехавший в Дахаб из Александрии в 1997 году, — «Еще пять лет, и Дахаб станет больше похож на Шарм-эль-Шейх».

Приезжие и иностранцы, живущие и работающие в Дахабе, напротив, не так уверены в столь быстром перевоплощении бедуинской деревеньки в крупный курорт. Ведь Дахаб — это не сколько туристическая индустрия, сколько особое состояние расслабления, невыразимый дух свободы. Пока он есть, Дахаб будет оставаться привлекательным для одних людей и неинтересным для других. Сюда приезжают те, кого можно назвать «неформалами», хотя это слишком громкое слово: серферы, дайверы, растаманы, вольные путешественники (бэкпэкеры, автостопщики), просто те, кто не любит пляжно-отельный отдых и предпочитает пятизвездочному сервису национальный колорит. Возможно, очарование Дахаба кроется именно в этом странном сочетании отголосков эпохи хиппи, новой культуры экстремального спорта и традиционного бедуинского быта. «Если Дахаб когда-нибудь станет подобным Шарм-эль-Шейху, я буду искать себе другое место для жизни», — говорит новозеландка Линда, работающая в местном дайвинг-центре.

Уехать, чтобы вернуться

Дахаб обладает магическим свойством притягивать и завораживать людей. Он постоянно фигурирует в различных «Топ-10 мест в мире, которые обязательно нужно увидеть», например, в книге «Unforgettable Things To Do Before You Die». Причем тот, кто хотя бы один раз побывал в этом бедуинском городке, почти обязательно возвращается сюда вновь, а то и остается тут жить. И это не просто красивые слова, это факт. Достаточно посмотреть на персонал любого дайв-центра или серф-станции. И не важно, откуда ты: из Великобритании, Германии, Новой Зеландии, Австралии, Норвегии, Италии или России, Дахаб влияет на всех одинаково.

Я в Дахабе была уже трижды и абсолютно уверена, что вернусь сюда еще. Некоторые называют это «дахабозависимостью» или «дахабским синдромом», но никто не может дать рациональное объяснение тому, что же все-таки так манит людей со всего света на этот скромный маленький уголок Синайского полуострова.

Татьяна Козаченко
(Интернет-проект журнала "Вокруг Света", 29 декабря 2007 г.)
Адрес публикации: http://vokrugsveta.ru/telegraph/globe/516/







Интернет-проект журнала "Вокруг Света",
29 декабря 2007



http://vokrugsveta.ru/telegraph/globe/516/
Фото Татьяны Козаченко
Сайт создан в системе uCoz