Кого-то больше привлекает жажда скорости, когда ветер с невероятной силой бьет в лицо, и ты несешься на мотоцикле, словно пуля, в бесконечную даль. Но есть те, кто получает дозу адреналина другим способом - в умении "дрессировать" свой мотоцикл, заставляя его выделывать совершенно невероятные, фантастические трюки.
Откуда триальщик? Из леса вестимо!
Уже почти целый век прошел с тех пор, как достопочтимые английские джентльмены взялись за обуздание мотоциклов, совершая на них прогулки по лесам и прочим труднопроходимым местам. А почему бы и нет? То, что ехать на мотоцикле в таких условиях нельзя, стало понятно сразу, а вот открытием явилась как раз возможность на нем неплохо прыгать и карабкаться по всевозможным природным препятствиям, будь то поваленные деревья, камни, скальные образования или горные ручьи. Так в Англии родилась новая, уникальная, кардинально отличающаяся ото всех остальных дисциплина мотоспорта.
Сегодня вряд ли удастся удивить экзотичным для нас мототриалом кого-нибудь в Европе. Этот невероятно зрелищный спорт завоевал бешеную популярность не только в стране-прародительнице, но и в Испании, Франции, США, Польше, Чехии и даже Японии. Миллионы восторженных зрителей приникают к экранам телевизоров во время трансляции соревнований, пытаясь лучше разглядеть, как это удается молодым спортсменам вытворять такие немыслимые трюки на своем мотоцикле.
Ярые поклонники мототриала всегда стремились посмотреть на выступления кумиров собственными глазами, но часто сделать этого не могли. Для соревнований выбирают труднодоступные места, отвечающие требованиям построения трассы, и часто такие места находят далеко от городов, трасс и аэропортов. Поэтому помимо соревнований на природе, получивших название "Outdoor Trial", стали проводить соревнования в закрытых помещениях на рукотворной полосе препятствий - "Indoor Trial". Последний превратился в настоящее шоу для многочисленных зрителей. Световые и звуковые эффекты, яркие необычные препятствия, невероятные трюки и захватывающие прыжки в высоту заставляют публику ликовать на трибунах.
Мотоцикл - не роскошь, а средство прохождения препятствий
Главное отличие мототриала от других дисциплин мотоциклетного спорта - отсутствие больших скоростей. Здесь главное не "кто быстрее", а "кто как" преодолеть трассу. И, смотря на путь, который предстоит пройти спортсмену, становится понятно почему. Трасса представляет собой нагромождение препятствий всевозможных форм и размеров. Для outdoor-триала - это природные элементы: уступы скал, резкие обрывы, крутые склоны, огромные валуны, стволы деревьев, горные ручьи и извилистые русла речушек. Природная трасса признается всеми укротителями мотоциклов наиболее сложной, и потому на ней можно показать свою технику и умение управляться с железным конем во всей красе.
В помещениях все препятствия искусственные, сделанные руками человека. Их форма, размеры и цвет зависят от фантазии автора. Обычно на трассу выставляют 8-10 разнообразных конструкций, включая трамплин для прыжков в высоту и препятствие для парного катания. На всем этом нагромождении катушек, мостов, кубов, брусков, каменных глыб и совершают мототриалисты свои потрясающие трюки. Они карабкаются по гладким вертикальным стенам, с места запрыгивают на препятствия высотой выше 3-4 метров, преодолевают лестницы, бассейны с водой, перескакивают с одной немыслимой конструкции на другую. Происходящее на арене кажется просто невероятным, и от того еще более захватывающим.
Пробовать нельзя. Касаться тоже
Правила проведения мототриальных соревнований не так сложны в описании, как в исполнении. Форма проведения - одиночные или парные старты спортсменов. Главная загвоздка здесь - пройти трассу нужно, что называется, "с листа", то есть без предварительных тренировок, строго-настрого запрещенных регламентом. Участник соревнований перед стартом может лишь осмотреть трассу, примериться к препятствиям. Таким приемом решается задача уравнивания шансов всех триалистов, поставленных правилами в одинаковые условия.
Во время прохождения трассы спортсмен должен касаться поверхности препятствий только лишь шинами мотоцикла. Касание рукой, ногой или чем-либо еще, а также падение с мотоцикла карается штрафом. На прохождение каждой секции есть определенный лимит времени. Если спортсмен не укладывается в него, ему также начисляются штрафные очки. Выигрывает тот, кто пройдет трассу как можно "чище", то есть наберет как можно меньше штрафных баллов.
Кого седлают триалисты?
Многие задаются вопросом: "Как же можно такие экстремальные трюки вытворять на мотоцикле? Это же не легкий велосипед, а довольно тяжелая техника!". Отгадка кроется в самом мотоцикле, в его устройстве. Производители давно поняли специфику мототриала и создали специально для этой дисциплины отдельный класс мотоциклов - это двухтактники, объемом 250-280 см3, с водяным охлаждением, трехлитровым бензобаком и шестью скоростями. Но, прежде всего, это невероятно легкие мотоциклы. Сухая масса такой лошадки составляет всего лишь около 70 килограммов, что уже разительно отличает ее от спортбайков и прочих собратьев.
Внешний вид триальных мотоциклов также привлекает внимание. Кажется, что они состоят только из рамы и подвесок. Широкое и длинное, но очень низко расположенное "седло" выглядит не пригодным для сидения. И это действительно так. Все триалисты выполняют трюки исключительно стоя. Это помогает держать мотоцикл под контролем и более уверенно балансировать на препятствиях.
Триальные мотоциклы не могут развивать бешеные скорости. Зато их особое устройство предусматривает возможность, благодаря крутящему моменту, поднимать мотоцикл с места резко вверх, поэтому спортсмен может довольно легко запрыгивать на препятствия и преграды.
Как и в любом другом экстремальном спорте, в мототриале не обходится без травм. Неудачные падения с препятствий, неаккуратное обращение с мотоциклом приводят к ушибам, ссадинам и даже серьезным переломам. Поэтому важнейший элемент экипировки триальщика - защита. Голову спортсмена венчает шлем, а под одежду одевается мягкая защита, которая оберегает, не сковывая движения. Руки также защищены от порезов и стирания специальными перчатками.
Есть ли в России мототриал?
Во всем мире мототриал набирает популярность и приобретает новых поклонников. Россия не осталась в стороне. Телеканалы транслируют захватывающие соревнования, проходящие то в Испании, то во Франции, то в Германии. Для нашей страны знаковым стал 2003 год, когда впервые в истории мототриала в Санкт-Петербурге был проведен этап Чемпионата мира по этому виду спорта. Наши соотечественники впервые получили возможность воочию увидеть знаменитых спортсменов и насладиться сказочным шоу. Петербургский этап Чемпионата мира по мототриалу в закрытых помещениях в феврале 2005 года стал еще одним подарком для ценителей высокого искусства укрощения мотоциклов.
Что касается развития мототриала внутри страны, дело обстоит не так хорошо, как хотелось бы. Всего несколько российских команд, среди которых наиболее знамениты москвичи СТК "Пилот" и команда г. Ковров, занимаются подготовкой спортсменов. До мирового уровня им еще далеко, но значительные успехи уже есть. Молодые спортсмены из "Пилота" уже не первый год успешно выступают на соревнованиях в Латвии, Польше и Словакии.
Несколько крупных соревнований по мототриалу прошли в нашей стране в прошлом году, среди них и Кубок России. Дальше в планах Национальной Российской Мотоциклетной Федерации - проведение Чемпионата.
Говорить о повальном увлечении россиян мототриалом пока не приходится. Все таки спорт довольно дорогой и оборудованных мест для катания и тренировок у нас практически нет. Однако экстремальный, яркий и красивый спорт со временем обещает быть популярным у нас не менее, чем за границей. И у молодых спортсменов есть все шансы не только стать "звездами" триала на Родине, но и завоевать любовь поклонников во всем мире.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Прыжки по деньгам
Во многих странах мира, где популярность мототриала зашкаливает за мыслимую и немыслимую планку, спонсорские компании быстро нашли способ извлечения из этого прибыли. Причем не малой. Помимо официального спонсорства триальных команд во время выступлений на международных соревнованиях, они стали проводить всевозможные акции во время праздников, шоу и фестивалей. Препятствия в обоих случаях изготавливаются в виде продукции компании. Например, Coca-Cola не постеснялась подкинуть спортсменам на трассу гигантские бутылки знаменитого напитка, лежащие в не менее гигантских кубиках "льда". Другая известная среди мотоциклистов компания Cepsa, предложила триалистам попрыгать на невероятного размера канистрах со своим моторным маслом. Наблюдая, как отчаянные спортсмены вскарабкиваются на предметы с хорошо знакомой формой, часто встречаемые в повседневной жизни, но представленные в удивительном масштабе, зрители приходят в бешеный восторг. Публика аплодирует, триалисты счастливы, спонсоры довольны. Шоу удалось!
Татьяна Козаченко
(Журнал KM.RU, 2005г.)