В марокканском городе Шавене множество достопримечательностей — и архитектурных, и «кулинарных»
До 1920 года в Шавене, небольшом берберском городке, расположенном в горах Эр-Риф на севере Марокко, побывало всего три европейца. И это при всей близости к Средиземному морю, Гибралтарскому проливу, Испании и Португалии. Первым был известный французский исследователь Африки и миссионер Шарль Эжен Фуко (Charles Eugene de Foucauld, 1858–1916), появившийся в Шавене в 1883 году всего на один час, одетый как раввин. Вторым был корреспондент лондонской «The Times» Уолтер Харрис (Walter Harris), путешествовавший по Марокко в конце 1880-х годов. Он проник в город под видом мавританского торговца и некоторое время пожил там как бродяга. Третьему повезло меньше всех. Это был американский миссионер Уильям Саммерс (William Summers), который во время своего посещения Шавена в 1892 году был отравлен. Так почему все-таки Шавен долгое время оставался закрытым для иностранцев? Почему смельчаки, отважившиеся посетить его, были вынуждены маскироваться, чтобы сохранить себе жизнь?
Шавен был основан в 1471 году Мулай Али бен-Мусса бен-Рашед эль-Алами (Moulay Ali Ben Moussa Ben Rached El Alami). Главное задачей города в то время была защита от вторжений португальцев, обосновавшихся на севере страны, в Сеуте. Как оборонительный пункт Шавен был идеален: удачное расположение у подножия высоких гор, крепкая крепостная стена, река, закрывающая город с одной стороны — все это существенно затрудняло любую атаку. В Средневековье в город стекались андалузские евреи и мусульмане, изгнанные из Испании во время Реконкисты. Они принесли свою культуру, искусство и деловую хватку, обеспечив быстрое развитие и процветание города. Вот почему Шарль Эжен Фуко смог спокойно появиться в Шавене в обличие раввина. Еврейские и мавританские «следы» до сих пор сильно ощущаются в городе.
В 1920 году испанцы впервые захватили Шавен, однако местное население, преимущественно непокорные и непомерно гордые берберы, называющие себя «свободными людьми», отчаянно сопротивлялись. Воспитанная веками ненависть к чужеземцам-захватчикам и вообще к европейскому влиянию вылилась в долгое противостояние. Испанцы никак не могли взять под контроль область Рифа. Однако в 1926 году им это все же удалось, правда, с помощью французов. Шавен принадлежал испанской короне вплоть до 1956 года, когда Марокко получило независимость.
Сегодня этот «фанатический берберский город», как его называл Уолтер Харрис, открыт для всех. Враждебность к иностранцам, вполне объяснимая историей, отступает, и западное влияние очень медленно, но верно проникает на узкие улочки Медины, в уютные магазины и ресторанчики. И если раньше берберские дети, завидя человека с европейской внешностью, начинали забрасывать его камнями, то сейчас шавенские ребятишки не упускают возможности, скромно улыбаясь, протягивать к вам руку и на чистом испанском выпрашивать денег. И все же в Шавене, как нигде больше, царит атмосфера «настоящего» Средневековья. К туристам здесь относятся с интересом и любопытством, но их здесь так мало по сравнению с прославленными Фесом, Марракешем и Рабатом, что они просто не могут существенно повлиять на жизнь этого странного, застывшего во времени города.
Много синего цвета
Про Шавен часто говорят, что это один из самых красивых городов Марокко. А все из-за пронзительно синего Старого города. Попадаешь на улицы карабкающейся в гору местной Медины, и не веришь, что это реально существующий город, в котором живут обычные люди. Аккуратные белые дома в андалузском стиле с яркими синими дверями, синими ставнями и оконными рамами, синими же горшками для цветов и даже покрашенными в синий цвет дорожками выглядят, как в сказке. Иногда вообще создается впечатление, что дома просто «перетекают» в лестницы и тротуары, а улицы становятся похожи на многоуровневый лабиринт из застывшей голубой глазури. Ко всем крупным праздникам Медину перекрашивают заново, поэтому здесь всегда сохраняется эта небесная синева во всех ее проявлениях — от светло-голубого до насыщенного фиолетового. И независимо от погоды, пусть даже на небе сгустились мрачные тучи, Шавен всегда выглядит ярким и веселым.
Помимо того, что Медина в Шавене, в отличие от других марокканских городов, невероятно чистая (Шавен получил национальную премию за санитарное состояние), она еще и «живая», то есть, это в первую очередь жилой квартал, а уже потом рынок и сборище торговых лавок. Впрочем, если говорить о торговле, то и тут Шавену есть чем похвастаться. И главное — это шерстяные изделия (ковры, одежда и т.д.), яркими цветами и рисунками напоминающие перуанские и мексиканские мотивы, которых в Марокко больше нигде не встретишь. Как это принято в стране, за работой многих ремесленников можно понаблюдать, посетив их мастерские. На одних улочках стоит приятный запах дерева — здесь изготавливают мебель, на других можно услышать звон — здесь чеканят посуду, на третьих тихонько шуршат старинные ткацкие станки. При этом покупка чего бы то ни было в Шавене — это всегда более спокойное и расслабленное мероприятие, чем, например, суматошный и часто слишком навязчивый шоппинг в Фесе.
Все основные достопримечательности Шавена, вся его видимая туристическая жизнь сосредоточена на центральной площади Старого города (Uta el-Hammam). Главный козырь кафе и ресторанчиков, заполонивших площадь, — это наличие открытой террасы на верхнем этаже с видом на город, горы и саму оживленную площадь со старинной касбой (крепостью). Эту крепость из красного песчаника строили разгромленные в 1578 году в битве при Эль-Ксар-эль-Кебире (Алькасаркивире) и взятые в плен португальцы. Они же вынуждены были строить для самих себя темницы, где и проводили последние дни своей жизни. В 1926 году в крепости был заточен местный герой, главный руководитель восстания народов Рифа против испанских завоевателей Абду-л-Карим, прозванный «Волком Рифа». Правда, некоторые считают этот неподтвержденный факт всего лишь легендой, заверяя, что Абду-л-Карим никогда в Шавене и не был.
За стенами Касбы находится небольшой, но пышный садик и маленький этнографический музей Шавена. А совсем рядом с крепостью стоит очень красивая и довольно необычная Главная Мечеть с восьмиугольным минаретом. Мечеть, построенная сыном основателя Шавена Сиди Мухаммедом Алами (Sidi Mohamed Alami), всегда играла заметную роль в политической и духовной жизни города. Само здание мечети, выбеленное известью, хорошо сочетается с окружающими площадь бело-синими домами, тогда как минарет, выложенный из кроваво-красного кирпича, неплохо смотрится рядом с охряными руинами Касбы.
Детвора весело играет и на площади, и на узких улочках Медины, и даже гоняет мяч прямо на небольшом кладбище, расположенном у крепостной стены в самой верхней части города. У берберских детей нет модных европейских роликов, велосипедов и скейтов. В их распоряжении только горы и камни, но и используя эти подручные средства, они научились развлекаться. Малыши забираются по крутой грунтовой дороге вверх в гору, кладут на пыльную землю плоский камень, садятся на него как на санки, и с радостными криками скатываются вниз. Вот такое оно, скромное берберское счастье.
Вид на рожки
Ослепительный бело-голубой город лежит в зеленой долине, окруженной со всех сторон внушительными горными вершинами. Одного взгляда на Шавен со стороны уже достаточно, чтобы раз и навсегда полюбить эту картину. Горы Рифа, кое-где черные, кое-где рыжие, покрыты то хвойными лесами, то низкорослым кустарником и желтыми цветами, изрезаны живописными красноватыми ущельями. Долины с оливковыми и финиковыми рощами, плантациями табака и зарослями кактуса. Небольшие выбеленные известью домики, разбросанные по холмам то тут, то там. Пронзительно синее небо. И вся эта картина наполнена ярким солнечным светом и каким-то невероятным простором. Две величественные горы-близнеца (Меггу, 1615 м, и Тисука, 2050 м), у подножия которых лежит Шавен, своими очертаниями первым поселенцам напоминали козьи рога, поэтому город прозвали Шавен (Chaouen), что, собственно, и значит «Рога» или «Рожки». Позже название немного изменили. Шавен превратился в Шефшауан (или Шефшауэн; Chefchaouen), что с местного диалекта переводится как «Вид на рожки». Сегодня в Марокко активно используются оба названия, а в России город называют Шавеном.
Любой, кто приезжает в Шавен, обязательно выбирается в горы, чтобы полюбоваться живописным видом окрестностей. Прогулка обычно начинается к северу от Медины — от знаменитого источника Рас-эль-Ма, питающего пресной водой весь город. Кристально чистая, ледяная вода каскадом небольших водопадов падает с гор. Здесь же расположена импровизированная прачечная, где женщины, используя проточную воду, стирают одежду и даже ковры. От источника начинаются туристические маршруты в горы. Извилистые тропинки петляют между деревенскими домиками, садами, вспаханными полями, постепенно поднимаясь все выше и выше. По пути попадаются то навьюченные ослы, сопровождаемые похожими на средневековых волшебников берберами в кафтанах с длинными остроконечными капюшонами, то стада козлов, ловко вскарабкивающихся в гору по камням.
В окрестностях Шавена большинство местного населения занято выращиванием конопли, ведь почва здесь идеально пригодна для этого, и совсем не годится для других, «легальных» культур. Область Рифа вообще «славится» как ведущий производитель гашиша в Марокко. Некоторые местные дельцы предлагают всем любопытным взглянуть на плантацию марихуаны и посмотреть или даже попробовать самим сделать гашиш. Естественно, такая экскурсия будет стоить денег. Впрочем, чтобы приобрести «травку» (здесь ее называют «шоколад»), не нужно идти далеко за город — в Шавене ее можно найти на каждом углу. Вот почему этот затерянный в горах городок в свое время приобрел широкую популярность у хиппи. Да и сегодня часть туристов приезжает в Шавен только ради «шоколада».
Одна из туристических троп приводит к небольшому холму, на котором стоят остатки старой разрушенной мечети. Эти руины — своеобразный повод для берберской гордости. Мечеть была построена испанцами в знак их терпимости к местным нравам, однако здание было разрушено ударом молнии.
С этого холма открывается один из лучших видов на Шавен: и город, и горы, и долина — все как на ладони. Особенно хорошо здесь слушать, как далеко внизу попеременно в нескольких городских мечетях муэдзины начинают читать вечерние молитвы. Звуки их завораживающих голосов многократно отражаются от гор, создавая невероятную по красоте и гармоничности «песню». И что-то внутри тебя сжимается, когда ты слышишь эти потрясающие звуки, видишь багровое закатное небо, нависающее над темными вершинами гор, наблюдаешь, как потихоньку в городе, медленно тонущем в сумерках, начинают зажигаться огни. Все-таки Шавен — особенный. Он так разительно отличается от любого другого города Марокко, что, кажется, это и не Марокко вовсе. И вместе с тем именно здесь, в Шавене, сохранилось то настоящее, то истинное, что многие стремятся найти в этой таинственной стране заходящего солнца.
Татьяна Козаченко
(Интернет-проект журнала "Вокруг Света", 28 мая 2007 г.)
Адрес публикации: http://vokrugsveta.ru/telegraph/globe/333/